СХЕМА МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА НА КОНКУРС ГОРОДА МОСКВЫ

PDF вариант схемы (193 КБ)

PNG вариант схемы на сайте (3,1 МБ)

В ноябре—декабре 2012 года в рамках «Городских проектов» был объявлен конкурс на создание схемы Московского метрополитена взамен существующей.

Я не смог отказать себе в удовольствии поучаствовать, особенно учитывая, что у меня появился шанс сравнить свою работу с работой профессионалов.

схема московского метрополитена, карта метро, Москва

Опыт в создании карты Московского метрополитена и давний интерес к метро в частности и дизайну схем вообще позволил мне не тратить много времени на изучение контекста проблемы и сразу перейти к разработке, тем более, что времени на всё было очень немного.

Здесь я рассказываю об итоговой версии от 22 декабря 2012, отправленной на конкурс. На ней ещё строящиеся Алма-Атинская и Пятницкое шоссе и множество косяков, которые на сегодняшний день я уже нашёл и исправил.

Серьёзной информационной нагрузкой для схемы стали автобусные маршруты, которые нужно было сочетать с линиями Аэроэкспресса. Если уж эти маршруты действительно важны для города, они изображены линиями с аналогичным обозначением для остановок: засечка — обычная остановка, кружок — пересадка на станцию метрополитена. Каждый автобусный маршрут отмечен пиктограммой автобуса, а линия Аэроэкспресса подписана, чтобы для расшифровки этих особых типов линий не приходилось лезть в легенду.

схема метро москвы, аэропорт Шереметьево, SVO

Одним из первых вопросов было — стоит ли избавляться от «налезания» подписей на линии. Первые же эксперименты показали, что в этом случае приходится либо жертвовать размером шрифта (что для меня было одним из приоритетов), либо нелогичным образом изгибать линии. Поскольку ни один из этих вариантов приемлемым не был, я остановился на том, что этих ситуаций нужно стараться избегать, но не в ущерб остальным элементам. В итоге число пересечений примерно вдвое меньше, чем на официальных схемах.

Москва-река и Яуза, как и все линии на схеме параллельны линиям сетки в 90и 45что добавляет цельности схеме.

схема Москва-реки, река Москва

Для особых обозначений на схеме я взял некоторые на мой взгляд самые распространённые обозначения. Некоторые из них пришлось значительно упростить.

иконки для схемы метро, электрички, аэропорт

Все основные обозначения вынесены в легенду. По условиям конкурса, для каждой транспортной системы должен быть отображён её логотип.

ленегда схемы метро

Тяжело было согласиться с организаторами конкурса по поводу указания названия вокзалов. Дело в том, что это одно из немногих очень логичных деталей Московского метро — рядом с каждым вокзалом расположена одноимённая станция. Исключение — Комсомольская. Здесь действительно необходимо указать, что рядом со станцией располагаются сразу три вокзала.

станция метро Комсомольская

Но на мой прямой вопрос, нужно ли указывать, что рядом со станцией Киевская находится Киевский вокзал, рядом с Курской — Курский и т. д., или можно обойтись только значком вокзала, последовал прямой ответ — нет, нужно подписывать. Okay.

Перевод на английский язык и транслитерация имён собственных сделана шрифтом меньшего размера (10 против 13 пунктов) и с 50-процентной прозрачностью. Такое решение было принято исключительно чтобы удовлетворить условиям конкурса. Очень надеюсь, что в скором времени метрополитен перейдёт на использование кодов станций на схемах и указателях и будет размещать отдельные полностью транслитерированные схемы на станциях.

транслитерация, схема метро Москвы

Основные трудности возникли после того, как я показал промежуточную версию схемы своим друзьям. Основные претензии предъявлялись к обозначению переходов, которое многим показалось неочевидным и путающим.

Хотя я и считал варианты (1) и (2) небольшим своим изобретением, которое делает схему чище, не создавая лишних утяжеляющих конструкций, под давлением мнения потенциальных пользователей схемы пришлось рассмотреть ещё много вариантов.

переходы в метро, пересадки в метро, станции пересадок

Отдельным вопросом была топология узла «Александровский сад и т. д.» В комментариях к промежуточному варианту я был моментально уличён в неуказании на схеме того факта, что переход между Александровским садом и Боровицкой осуществляется всегда через третью станцию. Причина, по которой об этом сразу же вспомнили ясна — для этого на существующую и предыдущую схемы метро были нанесены специальные обозначения (весьма тяжёлые на мой взгляд). При этом, как и можно было ожидать, никто не вспомнил про кроссплатформенные пересадки на Китай-городе и Третьяковской, как и про то, что на Парке Победы сегодня две платформы, на каждой из которых работают только одни пути. Таким образом, вопрос сводится не к одному узлу. Альтернатива в следующем: либо указывать все особенности топологии переходов на схеме, что позволит правильным образом сориентироваться пассажиру на станции, либо абстрагироваться от этих особенностей в пользу удобства прокладывания маршрута и облегчения схемы, полагаясь на указатели на станциях, которые в любом случае доведут человека до пункта назначения.

Нельзя сказать, чтобы окончательно выбранный мной вариант (4) полностью меня удовлетворил — скорее, это был выбор меньшего из зол — но времени на эксперименты оставалось немного. На мой взгляд, этот вариант всё же утяжеляет схему, но зато визуально «утверждает» наличие переходов.

схема московского метрополитена, карта метро, Москва

В итоге, схема получилась именно такой, как я её себе видел — с достаточно крупным размером шрифта, аккуратными изгибами линий и минимумом информационного шума.

© Сергей Вартанов, 2007—2015see also in English